Миргазетдинова А.Р., студентка 2 курса
Кутлуева Р.С., студентка 2 курса
ФГБОУ
ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)
МЕТОД
ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
Аннотация: В статье описан
актуальный и быстро развивающийся на сегодняшний день метод песочной терапии.
Раскрываются его основные понятия, цель, задачи. Перечислены особенности
применения метода в России.
Ключевые слова:
Метод песочной терапии, сэндплей.
Современная педагогика и психология с каждым годом осваивает
все большее количество разнообразных методов и направлений работы с проблемами
психической целостности, внутреннего напряжения, замкнутости и т.д.
Пожалуй, одним из самых интересных и популярных методов в
последнее время стал метод песочной терапии, или Сэндплей (от англ. sandplay —
игра в песке). Его используют психологи, педагоги и социальные работники для
помощи как детям, так и взрослым, парам, семьям, в индивидуальной и групповой
работе. Метод полезен в психологическом консультировании, психокоррекции,
психотерапии, эффективен в отношении различных проблем и нарушений, сочетается
с другими методами и используется различными школами и направлениями
практической и теоретической психологии и педагогике.
Сэндплей возник в рамках юнгианского аналитического подхода,
и ключевой его момент — контакт с содержаниями бессознательной части нашей
души. Этот контакт устанавливается через богатые смыслами символические образы
— те, что появляются в песочных композициях, а также сновидениях, воображении и
творчестве. Свободно, не задумываясь, творчески создав композицию из песка и
фигурок, можно своими глазами увидеть как бы слепок своего душевного
внутреннего состояния.
Актуальная на сегодняшний день песочная терапия представляет
собой метод, способствующий снятию внутреннего напряжения, восстановлению
психической целостности и в целом позволяет собрать свой уникальный образ. Метод песочной терапии, предложенный
швейцарским аналитиком Дорой Калфф, состоит в создании свободного и защищенного
пространства, в котором человек может создавать свой собственный мир,
исследовать его, превращать свои переживания в зримые и осязаемые образы.
Основная цель песочной терапии – достижение
эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения, т.е. не
менять и переделывать миропонимание и мировоззрение личности, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а
дать каждому возможность быть самим собой .
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным
и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать
следующие задачи:
– Диагностические:
– Коррекционные;
– Терапевтические;
– Творческого развития.
Метод песочной терапии применяется для детей с 5-ти лет
и показан для решения следующих задач:
– Детям с невротическими нарушениями: плохой сон,
страхи, повышенная тревожность;
– Детям, перенёсшим кризисную ситуацию;
– Детям,
не расположенным рассказывать о себе;
– Детям, чьи родители недавно развелись;
– Детям, чьё поведение беспокоит родителей, но они
не могут добиться ответа от ребёнка, почему он ведёт себя так,
а не иначе;
– Детям, находящимся в конфликтной ситуации
со сверстниками;
– Как профилактика: конфликтности, замкнутости, низкой
самооценки, различных эмоциональных трудностей;
– Как развитие мелкой моторики, творческой спонтанности,
креативности.
Для взрослых — как способ:
Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом
уровне.
Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе
творческого самовыражения. Изменения отношения к себе, к своему
прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом
к своей судьбе.
Способствует регрессу клиента к прошлому опыту
с целью повторного переживания и освобождения.
Создавая песчаные ландшафты/арт-объекты, человек
переосмысливает содержание бессознательного, снимает напряжение и находит
новые пути решения проблем.
Метод песочной терапии применяется с целью диагностики,
оказания первичной психологической помощи, в процессе краткосрочного и
долгосрочного психотерапевтического воздействия. Несомненно, одним из самых
главных достоинств данного метода (при работе с детьми) является то, что он
позволяет раскрыть именно творческий потенциал ребенка. Это происходит в
большей степени потому, что педагог не вмешивается в творческий процесс и в
результате ребенку ничего не навязывают. Именно поэтому позиция педагога должна
быть обозначена как «активное присутствие», а не руководство самим процессом.
Ведь только самостоятельно создавая собственный мир из песка, дети чувствуют
себя творцами. Играя в песок в воображаемом мире, ребенок чувствует себя его
хозяином: он может изменить сюжет, события, взаимоотношения, а разрушение
композиции как особый ритуал – если что-то не нравится всегда можно разрушить и
построить заново.В результате получив конечный продукт своей
деятельности, у детей возникает чувство
удовлетворенности, поскольку раскрываются все скрытые умения, а это в свою
очередь повышает самооценку. Помимо раскрытия творческого потенциала ребенка,
педагогическая песочница развивает чувствительность, мелкую моторику рук,
способствует развитию познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти,
пространственного изображения. Играя в песочницу, дети быстрее осваивают буквы
и цифры, усваивают понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи,
времена года.
Так же необходимо отметить, что данный метод способствует
гармонизации психоэмоционального состояния. Так, например, этот метод дает
хорошие результаты при работе с детьми с неуравновешенной психикой, приступами
агрессии, высокой тревожностью и мнительностью, с детьми, пережившими
стрессовые ситуации. Песочная терапия в этом плане снимает агрессию, повышает
уверенность в себе, и в целом позитивно влияет на эмоциональное состояние
ребенка.
Занимаясь играми на песке, ребёнку становится
интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что
немаловажно – быстро.
Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что
с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные
трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми,
нерешительность или свои страхи.
В России песочная терапия получила распространение
сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности.
Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие
приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы
русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России
проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды
для коррекционно-развивающих занятий.
Российская концепция песочной терапии на сегодняшний день
недоработана. Она развивается с учетом российского менталитета, особенностей
восприятия и характера. Особенности связаны,
с одной стороны, с использованием песочной терапии и сертификации
песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся
практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска
и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной
терапии в России.
На сегодняшний день песочная терапия используется многими
специалистами, причем не только при работе c детьми, так и со взрослыми, семьями,
в индивидуальной и групповой работе.
Подводя итог в настоящей статье предлагаем активно
использовать метод песочной терапии при работе с детьми родителям. Как было
показано в настоящей статье, данный метод направлен не только на увлекательное
времяпровождение, но и имеет еще ряд достоинств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий